friends.volkomorov.ru

Как выйти из медиатрендов и стать утопистом

Начать посты здесь собирался с истории о том, что «Яндекс» открыл продажи своей умной колонки. Когда аналогичное было про Amazon, это было где-то очень далеко, да и не продавалась у нас Echo. Но вот появилась «Станция», причём от структуры известной в Роскомнадзоре как организатор распространения информации в сети Интернет. Поэтому когда мы переносим эти забавные истории о том, как колонка случайно заказала кому-то пиццу, кому-то что-то ещё, в РФ становится всё не так забавно. Да и не в РФ, думаю, тоже. «Станция» вроде пока не очень «умная» в отличие от Echo.

Изображение / Фото

Я точно знаю, что не хочу иметь такой гаджет дома. Ни от Amazon, ни, тем более, от «Яндекса». При том, что, судя по отчёту Digital News от Reuters, людям эти колонки нравятся — ну, удобно же в самом деле, голосовой интерфейс, естественный язык, легко, просто и быстро получать нужную инфу в удобной форме.

Если у меня не будет непосредственного опыта использования этого гаджета, значит, я игнорирую актуальный тренд, соответственно, мои упоминания, рассказы о нём как человека сферы медиа, будут «очень теоретическими». Аналогичным образом в своё время я принципиально проигнорил и продолжаю игнорить «Дзен» и «Яндекс Браузер», просто потому что не доверю Яндексу. А в «Дзене» прямо сейчас наши медиа нашли отличный источник трафика.

Нельзя уметь играть на музыкальном инструменте чисто теоретически, как и уметь теоретически водить автомобиль. Чтобы играть и водить хорошо, нужно это делать регулярно. А значит, с любыми массовыми тенденциями / явлениями — либо ты погружаешься в среду и принимаешь её условия, либо становишься пустым теоретиком. И для меня это сейчас реально профессиональная проблема: я вижу тренд, который не принимаю и не хочу принимать.

Медиасреда не любит такие оценочные рассуждения, они не для неё. Она цинична и утилитарна. Надо быть там, где люди, где аудитория. Распространение контента — вообще вторая по актуальности сейчас головная боль для медиа после того, где и на чём заработать. Звучали идеи о том, что производство и распространение пойдут отдельными направлениями, медийщики в итоге будут только производить контент и «сдавать» его «специалистам по распространению». Ещё одна так себе перспектива, потому что контента много, а точки соприкосновения с аудиторией — самое ценное, без них контент — пустое, как сожжённый роман. Отдавая распространение, медиа по умолчанию идут в зависимость к гуглам-яндексам-амазонам.

Но такие возражения слишком идейные для медиа. #Facebook уже отправил лесом тех, кто ему доверял, возможно, отправят и другие. Возможно, и приватность когда-то станет для массовой аудитории важной, хотя смартфоны как явление приучили нас к очень компромиссному отношению к ней. И со своей идеей Google-less снова смотришься странно в окружении людей, которые не понимают, почему :)

Как-то со студентами и коллегами говорили о том, чем журналисты отличаются от правозащитников. Задача журналистов — только медийное освещение проблем, которыми живут правозащитники, в отличие от последних они не занимаются разрешением этих проблем сами, непосредственно. Они приводят разные точки зрения, сравнивают, дают возможность высказаться.

Когда действуешь, это другой подход. В недавно прочитанной книге Этана Цукермана он называет тех, кто верит и верил лучшее цифровое будущее, техно-утопистами, в частности, Говарда Рейнгольда. Тот, в свою очередь, этому обозначению сильно возмутился, ответив, что лучшее будущее — это не утопия, это то, что вполне может быть, если начать действовать. Вот этот подход мне как-то больше нравится.

Изображение / Фото

Потому и появилась #Friendica, потому не будет Дзена, «Станции». Но, надеюсь, в начале 2019 допилят, и появится #Librem.
#librem #facebook #friendica гаджеты медиа СМИ
новее старее