friends.volkomorov.ru

Прошло больше ста лет, но актуальности этому отрывку не занимать

Hobhouse L.T. Democracy and Reaction. L., 1904. P.74-75. Цитируется по Кин Д. Демократия и декаданс медиа:

Тот факт, что люди в целом научились читать, несомненно, означает, что какая-то их часть прочитала литературу, достойную чтения. Но другой результат — в том, что чрезвычайно выросло предложение литературы, не стоящей прочтения.

Опять же, ради человека-на-улице всё должно быть порезано на наименьшие кусочки для наилучшего усвоения; даже обычная статья в стиле старой журналистики оказалась слишком длинной и тяжёлой; её необходимо нарезать на абзацы, разбить повторяющимися пробелами, снабдить множеством колких нелепостей, способных на лету привлечь внимание. Она должна быть разбавлена выделенными заголовками и приправлена сенсациями; чтобы продаться, она обязана призвать в помощники главнейшие из предрассудков сегодняшнего момента.

Что касается новостей, простая верность факту перестаёт цениться, когда за сутки всё забывается и когда люди на самом деле читают не для того, чтобы что-то узнать, а чтобы на мгновение отвлечься от скучной поездки в поезде или трамвае. Такую публику может захватить чувство жалости, как и другие очевидные и простые эмоции, если только на пути гуманности не стоит никаких предрассудков, однако обычно в качестве части своего дневного рациона она требует определенного количества кровопролитий, изложенных в новостях, и если бы не было настоящих войн, убийств или внезапных смертей, вероятно, предприимчивый журналист мог бы их выдумать.
медиа книги история

Хороший Кин

Продолжаю книжные обзоры и параллельно заполняю свои пробелы в знаниях. Сегодня закончил читать Джона Кина и его «Демократию и декаданс медиа». Чаще всего в сети можно найти его критику социального веба за то, что он наполняет публичное пространство бездарным контентом для сиюминутного бессмысленного потребления. Критика острая с учётом популярности социалок и, соответственно, большого негатива в их адрес, быстро работающая на раскрутку её автора. Но, на самом деле, по крайней мере, в этой книжке это вообще не главные мысль и идея, это, скорее всего, то, что лежит на поверхности, то, что удобнее всего выносить в броские summary, чтобы привлечь аудиторию. То, что как раз и критикует Кин.

Изображение / Фото

В этой книжке социальный веб — не единственная тема. Медиа интересуют Кина как важный участник политических процессов. Собственно, и книга-то вышла в серии «Политическая теория». Основные разделы здесь, на мой взгляд, первые три. В первом он обозначает медиатизацию всего на свете, в которой мы живём (социальный веб и проч.) как период коммуникационного изобилия. Это действительно уникальное время, когда медиа достигли невиданного ранее уровня проникновения во все сферы жизни. Здесь много про публичность, про замыкание в фильтрбаблах бытовых интересов, про скандалы, интриги, расследования, сливы компромата.

Вторая часть — о том, что Кин называет мониторной демократией. Это совсем не уничижительное обозначение, как может показаться на первый взгляд. «Мониторная» в данном случае не означает сидение на диване перед монитором. «Мониторная» тут от слова «мониторинг». И вот тут интересно. Суть её в том, что демократия шагнула за пределы привычной парламентской системы, привычных политических институтов в самые широкие сферы, где действуют (еще одно обозначение) — невыбранные представители. Это разнообразные лидеры, активисты, общественные организации, которые вроде как ссылаются в своих действиях на общественную поддержку, но по идее их никто этим правом, в отличие от «выбранных представителей» политических институтов, не наделял. Но за счёт коммуникационного изобилия и порождаемого им скептицизма в отношении тех самых классических политических институтов они получают широкую поддержку, причём не только в границах национальных государств.




Кин всячески поддерживает и защищает это явление мониторной демократии. «Декаданс» медиа, по его мнению, как раз в том, что классические медиа, к золотому веку которых любят аппелировать политические и медийные теоретики, стали все более пассивными (далеко не новая мысль, конечно) и работают на взаимовыгодном сотрудничестве (для себя, не для общественности) с политиками. Он приводит интересный пример существования в японском обществе kisha — это что-то вроде нашего кремлевского медийного пула, элитное сообщество медийщиков, работающих в тесной связи с корпорациями и, соответственно, лояльных им. Коммуникационное изобилие в идеале должно нарушить молчаливый сговор недобросовестных политиков и медиа, но способно ли оно это сделать, погрузившись в пучину самолюбования в инстаблогах и прочем подобном.

Интересны в книге также отсылки к параллелям развития средств коммуникации в целом: от печатного станка до Интернета. Поминает он тут и Барлоу с его «Декларацией независимости киберпространства» (к ней я ещё вернусь позже), говоря, что обратной стороной антимонопольного невмешательства государства в развитие сети стало появление в США коммуникационных гигантов, которые, в свою очередь, всё равно стали сотрудничать с государством.

Конечно, как и в некоторых других книжках по популярной социологии, тут много публицистичности, резковатых заявлений, наукообразного описания очевидных вещей, но в целом, имхо, стоящая работа. Я бы рекомендовал почитать. Купил за 400 рублей в нашем «Пиотровском».
книги медиа политика

Свобода (не) умирает в киберпространстве

В ближайший месяц будет много постов про книги, потому что я в отпуске, и этот отпуск будет у меня чисто черно книжным. В общем-то это, наверное, сейчас и хорошо, потому что категорически не хватает новых идей, чего-то нового интересного для стимуляции собственного креатива.




Решил перечитать эту книжку, купленную ещё в 2005-ом году. Вышла она в замечательном, существовавшем когда-то в Екатеринбурге и известном на всю страну издательстве «Ультракультура», основанном Ильёй Кормильцевым (поэт, переводчик, Nautilus Pompilius), которому только за одно это издательство вечная светлая память. Он умер от онкологии в 2007-ом. Но это тот человек, которого я совершенно не представляю в современном медийном пространстве.




Можно найти немало его интервью, которые выходили в годы существования «Ультракультуры», где он рассказывал о совершенно либертарианском подходе к издательскому делу. О том, что нужно иметь полное представление о том, что происходит в мире, о чём говорят и думают самые различные его представители. Поэтому издательство выпускало самые различные и самые противоречивые книжки, чего стоила одна серия «Жизнь запрещённых людей», в которой были тексты о (и авторства самих этих деятелей) Тимоти Лири, Дхожаре Дудаеве, субкоманданте Маркосе и многих других.




В современной РФ всё это (да и сам Илья), наверное, просто не могло бы существовать. Короткая история издательства есть на Википедии, да и погуглить можно. Впоследствии его выкупило АСТ, и всё закончилось.

Электронный вариант книжки легко ищется в гугле. Но чтобы не искать, внизу поста прямая ссылка , правда, на .doc файл.

В 2005-ом я что-то совсем не вник, может, время другое было. Может, я другим был :) Посмотрим, как на это раз. Особенно с позиции настоящего.
книги
@vv в мастодон естесвенно не прилетела ссылка на книгу, это понятно. Хочу тебя попросить, можешь название и автора писать? Чтобы было удобнее гуглить. А так интересное дело задумал. Респект.
@vv
@inhosin да, в следующие посты также буду фотки вставлять напрямую, чтобы отображались, как положено, ну и ссылку через nextcloud дам. Спасибо! :)
новее старее